Бухара

 И это все - о Бухаре. Как магнитом притягивает ее романтический облик туристов со всего земного шара, несмотря на резко континентальный климат. Лето в Бухаре жаркое, сухое, средняя температура июля достигает +30°С. Зима сравнительно тёплая: средняя температура января составляет 0°С до - 4°С. Средняя годовая температура превышает 15°.

 Древнее поселение Бухара возникло в первых веках н.э. В VI в. оно становится столицей ранне-феодального владения Бухарского оазиса. Город Бухара (Шахристан) формировался возле искусственного холма, на котором возвышалась древняя цитадель (арк). Но по мере того, как за пределами города вырастали слободы ремесленников (рабады), они вместе с шахристаном окружались оборонительной стеной. До наших дней сохранились ее остатки, относящиеся к XVI в. Многовековая история Бухары оставила на территории города следы, которые явственно проступают и поныне. Основные древние улицы и их пересечения отмечены монументальными зданиями. Величаво поднимаются над городом их красочные порталы и купола. Расстилаются многокупольными перекрытиями торговые постройки на базарных площадях. Стоит затихшая мощная громада цитадели. А над всем городом величаво возвышается минарет Калян (XII в.). Бухара хранит хотя и немногочисленные, но подлинные сокровища архитектуры домонгольского периода. К ним в первую очередь следует отнести мавзолей Саманидов, воздвигнутый в IX-X вв.

 Небольшое здание мавзолея по силе художественного образа и логичности его конструктивного воплощения представляет собой монументальное произведение. Четкий кубовидный объем завершается куполом на восьмигранном барабане, окруженном снаружи узкой галерейкой с арочными проемами. Мавзолей возведен из мелкого светло-желтого кирпича. Узорная рельефная кладка выполнена с непревзойденным мастерством. Игра светотени на фасадах создает впечатление легкости и ажурности. Строительное искусство, виртуозное использование обожженного кирпича в декоре, композиция здания ставят его в ряд шедевров мировой архитектуры.

 Зодчество последующего времени (XI-XII вв., правление Караханидов) было ознаменовано сооружением минарета Калян. Он был построен в 1127 г. одновременно с пятничной мечетью, к настоящему времени не сохранившейся. Мощный ствол минарета, имеющий в нижнем диаметре 9 м, слегка суживается кверху и достигает 46-метровой высоты. Наружный слой кладки выложен из шлифованного кирпича поясами геометрических узоров. На одном из них значится дата постройки. В верхней части ствол минарета окружен площадкой - открытой аркадой для провозглашения "азана" - призыва к молитве. Эта площадка использовалась также для наблюдения за вражескими войсками, и, как гласят предания, для сбрасывания с ее высоты преступников. Минарет восхищает не только своей величавостью и орнаментальной кладкой, но и тем строительным искусством, с которым он был возведен. Он простоял 800 лет и за это время не нуждался в ремонте.

 За стенами Бухары и в настоящее время стоит построенная в 1119-1120 гг., на месте заброшенных парков и дворцов правителей Караханидов, мечеть Намазга. Здесь собирались жители города на молитву в большие праздники Курбан и Фитр. В XII веке была возведена лишь одна стена с молитвенной нишей (михраб), обильно декорированная геометрическим и эпиграфическим орнаментом из мелких шлифованных кирпичиков и плиток резной терракоты. В XVI в. к михрабу была пристроена открытая галерея. Очень характерен для богатой декором архитектуры XII в. южный портал мечети Магоки-Аттари, убранство которого отличается изощренностью декоративных приемов. Немногочисленные бухарские памятники XI-XII вв. свидетельствуют о блестящем строительном мастерстве зодчих того времени и их тонком искусстве орнаментации зданий. В послемонгольский период (XIII в.) в Бухаре не было крупного строительства. Оно возобновляется лишь в следующем столетии и особенно в XV-XVI вв. При Улугбеке Бухара обогатилась зданием нового медресе (1417 г.). Здесь все характерно для архитектуры того времени: ясность общего замысла, отличные пропорции, сдержанность декора. В украшении медресе использована мозаика из глазурованных кирпичей. Как уже отмечалось, в XVI веке, после установления власти узбекской династии Шейбанидов, Бухара вновь становится столицей большого среднеазиатского государства. Политическое и экономическое положение страны способствует развитию строительства. Гражданские постройки, как никогда раньше, насыщают город. Возводятся новые городские стены, остатки которых и теперь очерчивают границу разросшегося в XVI веке рабада.

"Бухара-и-шариф" - "благородная и священная" - это один из многочисленных эпитетов, которыми награждался этот древний город. Великие поэты Востока 1Х-Х веков Рудаки, Дакики, Фирдоуси посвящали Бухаре касыды. Уже в X веке была написана "История Бухары". Первый период существования Бухары нашел свое отражение в народном эпосе, многочисленных легендах. Великий шелковый путь, соединявший Китай с Ираном, Индией и Европой, проходил также и через Бухару. Бухара - это один из немногих городов мира, который непрерывно развивался на одном и том же месте, начиная с V века до н.э. В 1993 году историческая часть

Бухары была включена ЮНЕСКО в списки городов всемирного наследия человечества. В 1997 году под эгидой ЮНЕСКО во всем мире отмечалось 2500-летие со дня основания города.

 В Бухаре, в разные века творили известные всему миру ученые, писатели, художники Востока. Путешественник-итальянец Марко Поло, посетивший город в XIV веке, назвал его городом большого величия. Знаменитая торговая артерия -- Великий Шелковый Путь из Китая в Европу пролегал в те года через Бухару и Самарканд. Бывал в Бухаре и народный любимец небезызвестный Ходжа Насреддин. А, может, это только народное предание…. Но в Средневековом городе, среди величественных дворцов, мечетей, мавзолеев и минаретов можно заглянуть сквозь века в глубокую древность.

Достопримечательности Бухары

Среди ученых  до сих пор нет  единого мнения о происхождении названия города, рассказывают, что основателем города был сын иранского царя Сиявуш, который построил  крепость Арк, женившись на дочери царя Афросиаба. О богатой истории этого удивительного города туристы узнают через достопримечательности Бухары. Ни один город, согласно историку X века Наршахи, ( к слову, согласно его данным городу  3000 лет)  не имел столько имен, как Бухара.  Слово «Бухара» созвучно санскритскому «вихара» – «монастырь», или китайскому «Бихар» – место  идолов.  «Когда в Бухару привезли в качестве невесты дочь китайского царя, то с ней привезли из Китая пагоду с идолами…» -  говорится в  книге Фасля Абул-Хасана Абдул-Рахмана, сына Мухаммада-ан-Нишапури  «Сокровищницы наук». Из этой книги  следует,  что  когда-то на этом месте было болотистое место, низина, поросшая камышом и деревьями,  за счет того,  что снег  с гор, окружающих Самарканд  таял, и  вода стекала туда, принося с собой плодородную землю.

Много зелени и птиц привлекли внимание людей, они  стали селиться в этом месте «…и место приняло веселый вид».   «Самого города еще не было, но уже было несколько деревень, каковы: Нур, Харкан-руд, Вардана, Таравджа, Сафна, Исвана». Поначалу переселенцы  жили в палатках и юртах, а затем стали отстраивать капитальные дома,  – выросло несколько  деревень. Первым амиром по преданию, стал  некий Абруй, которого вскоре свергли,  за злоупотребление властью. Читаем далее: «Шири-Кишвар основал город Бухару и селения: Мамастин, Сакматин, Амтин и Фараб. Шири-Кишвар царствовал 20 лет, а после него был другой царь, который основал селения Искаджкат,  Шарг и Рамтин. В то же время было основано селение Фарахша. Во время халифата амира правоверных Абубакра Сыддыка (первый халиф 632-634 гг.),- да будет им доволен Аллах,- в Бухаре впервые вычеканили монету из чистого серебра, а до того времени монеты в Бухаре не было». Уже во времена Александра Македонского  Бухара была  большим городом,  с развитым градостроительством. О чем свидетельствуют соответствующие памятники Бухары.

Через Бухару пролегал Великий Шелковый путь, и в ее пределах  находилось  около  60 караван-сараев, для купцов-иноземцев. Бухару называют оплотом  ислама, – после  распространения  этой религии  в городе  началось строительство медресе и мечетей, которые  потрясают своим величием и красотой  до сих пор. В этом городе сохранилось множество памятников и жилой архитектуры  и торговых сооружений, бань и дворцов, -  время было относительно милостиво к Бухаре, по сравнению с другими городами.  Именно поэтому город, как  огромный  музей,  хранит память о многих столетиях, -  Старый город Бухары  был основан еще до нашей эры и является памятником древнейших цивилизаций. Конечно, богатейший  оазис привлекал алчных завоевателей не раз,  и город за  два с половиной столетия переходил  из одного  господства  в другое. Большой урон нанес городу Чингисхан, из-за предательства духовенства  взявший Бухару и разграбивший ее. Но гордые и свободолюбивые  бухарцы не раз восставали против  гнета, и любая очередная  власть  в Бухаре серьезно опасалась  народных волнений.

В городе было  более 200  медресе, бухарцы слыли  людьми учеными,  безмерно уважающими науку.  Примечательно, как отзывались об этом в XIX веке  в Русском посольстве Бухары,  – у Мейендорфа  мы можем прочитать  о том, что основание  школы в Бухаре считается чрезвычайно  благочестивым делом, а содержание  школьников из бедных семей  -  долгом.  Учителям платится  неплохое жалование, а ученикам стипендия из ханской казны, плюс награда  за хорошую учебу,  сумма которой повышается, когда ученик переходит из класса в класс. Ученик может  зайти в любой  богатый дом без приглашения, на обед, -  и накормить учащегося считается богоугодным делом. Данное пожертвование  имеет  название садака(т) или хайрат. Во времена Тимура  медресе были жалованы  земли, и десятая часть доходов  распределялась между учащимися. На базарах  люди толпились возле книжных  лавок,  и они никогда не пустовали. В этом городе работали многие ученые, писатели и поэты, чьи имена составляют всемирное наследие. Абу-Али ибн Сина родом из-под Бухары, тут писал свои стихи великий Рудаки, работали историки Белазури, Табари, Ибн-Мискавейх.  Именно в  этом месте находится священный мазар Хазрата Бахауддина,  любимое место  паломников из многих стран. После Октябрьской революции  Бухара  некоторое время оставалась столицей Бухарской Народной Советской республики, которую  потом разделили между Узбекистаном, Туркменистаном и Таджикистаном. Бухара осталась на территории Узбекистана,  но в этом городе узбекский и таджикский языки имеют равнозначное значение, а  языком межнационального общения выступает русский язык. Впрочем, в Бухаре большинство жителей знают по три-четыре языка, и в последнее время к восточным языкам и русскому  добавился английский. Святая, теплая, гостеприимная Бухара – по ее улицам можно бродить бесконечно, удивляясь и восхищаясь. На ее площадях снимались множество исторических фильмов, она  вдохновляет художников  и дарит  художественные снимки фотографам. Она очищает помыслы и приводит в порядок мысли. И если очень постараться, то можно увидеть Свет,  который она  излучает…